Рубрикатор статей
Одно из самых неприятных приключений, которое может произойти с клиентом банка — внезапная блокировка карты или карточного счета. Гарантированно избежать блокировки невозможно, но можно свести ее вероятность к минимуму.
Банк России, являясь регулятором финансового рынка, предписывает кредитным организациям сообщать обо всех подозрительных операциях, попытках проводить мошеннические переводы или финансировать террористическую деятельность и другие преступления. И не просто сообщать, но и блокировать такие операции или карточный счет отправителя. Россияне каждый день совершают миллионы карточных переводов. С 2022 года Банк России запрашивает у банков данные обо всех без исключения переводах физлиц.
Главный закон, по которому происходит блокировка карт — 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Он действует в России с 2001 года и постоянно корректируется.
Проблема в том, что если финансирование терроризма прописано в законе достаточно четко, то никаких внятных критериев подозрительных финансовых операций в российском законодательстве до сих пор нет. А требование регулятора отчитываться о таких операциях — есть. Поэтому банки сами определяют, что для них подозрительная или нетипичная операция каждого клиента с картой. Иногда банк может заблокировать карту просто чтобы перестраховаться, а клиенту резонно кажется, что это случилось без всяких оснований. Поэтому по возможности оставляйте комментарий к крупным переводам — кратко пояснив банку цель платежа. Правда, не всегда такого комментария оказывается достаточно и тогда приходится давать дополнительные пояснения.
Оставляйте комментарий к любому денежному переводу, чтобы у банка было меньше вопросов к вам.
Еще причиной блокировки карточного счета может стать хронический дефицит средств (если это кредитка), а также неуплата налогов, если банк получил предписание судебных приставов после соответствующего решения суда.
Мы постоянно переводим деньги по картам — себе со счета на счет, в школу и за дополнительные занятия, магазинам за доставку товаров и услуг, друзьям и родственникам, контрагентам по работе, за поездку в такси или ремонт гаджета. Если это некоммерческий платеж (то есть перевод денег одного физлица другому не по коммерческому договору), указывать цель карточного перевода необязательно.
Никогда не пишите даже в шутку в цели перевода названия запрещенных веществ и любые другие слова, которые могут трактоваться не в вашу пользу.
Платежи в банках обрабатывают автоматизированные системы. Никакой самый продвинутый искусственный интеллект не обладает чувством юмора. Вашу шутку о преступной цели платежа он будет трактовать совершенно серьезно. Блокировка карты в таком случае обеспечена и тому, кто отправлял такой перевод, и тому, кто должен был получить деньги.
Конечно, в большинстве случаев операции по карточному счету приостанавливаются не из-за текста примечания о назначении платежа. Чаще это происходит из-за признаков банковской операции, которые банки трактуют как подозрительные.
Прежде всего, важно понимать: блокировка карты и блокировка счета карты — не одно и то же. При заблокированной карте счет остается активным, все операции по нему разрешены. Вы по-прежнему можете получать на него деньги, снимать их в кассе банковского офиса, но не можете ничего оплачивать привязанной к счету картой.
Заблокировать операцию или карту банк может сразу, а сообщить причины блокировки обязан в течение пяти дней. Доказывать необоснованность блокировки должен сам клиент.
Если карту заблокировали из-за того, что вы неправильно три раза ввели ПИН-код, разблокировка происходит в личном кабинете на сайте банка или в мобильном приложении.
Блокировки по подозрению в мошенничестве или из-за утраты доступа к карте можно снять только по телефону или в офисе банка. Например, если карта заблокирована из-за списаний за границей или слишком крупных переводов, разблокировать ее в мобильном приложении или на сайте получится не всегда. В таком случае необходимо звонить в кол-центр банка. Требование банка о звонке — дополнительная мера безопасности, позволяющая установить, что операции по карте действительно совершаете вы. При звонке у вас запросят паспортные данные, сведения о прописке и кодовое слово — как правило, мошенники этой информацией не владеют.
Если действия держателя карты попали под санкции финансового мониторинга, заблокировать могут не только саму карта, но и счет. Снять такие ограничения, как правило, можно только при личном визите в банк или через суд. Если блокировка связана с подозрением в отмывании денег, пособничестве запрещенным организациям, неуплатой налогов и иными противоправными действиями, банк потребует оригиналы документов, оправдывающих операции по счету карты. Разбирательство может занять больше месяца, а результат зависит от того, насколько законны были финансовые действия держателя карты.