Рубрикатор статей
Заемщику важно регулярно проверять кредитную историю, чтобы убедиться в корректности внесенных записей. Это поможет вовремя пресечь попытку мошенничества или исправить ошибку кредитора.
Кредитная история — это досье на заемщика, показывающее, как он берет, обслуживает и возвращает долги. Еще можно сказать, что это характеристика, призванная продемонстрировать степень добросовестности человека при его общении с кредиторами. На ее основании банки принимают решение о выдаче нового кредита, а ее низкое качество является основной причиной отказов. Но интересуются кредитной историей не только банки.
Многие крупные компании при приеме на работу запрашивают кредитную историю претендента на вакансию, чтобы узнать, насколько он добросовестный в финансовых вопросах.
Именно поэтому каждый человек должен стараться, чтобы в кредитной истории были только хорошие записи.
Кредитные истории изначально создавались для облегчения проверки надежности заемщиков банками.
Нужно отметить, что кредитная история может быть создана, даже если человек никогда не брал кредитов. Например, она формируется у поручителя по кредиту. Тогда в кредитную историю заносят все сведения о поручительстве, и в случае перехода обязательств там же отмечается исполнение графика платежей.
Создание института кредитных историй началось в 2004 году с принятием Госдума закона «О кредитных историях». Уже в 2005 году было создано Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), которое стало крупнейшим в России, аккумулировав самую большую базу данных. Сегодня она включает более 400 миллионов записей у 100 млн заемщиков — физлиц.
Основными пользователями кредитной истории являются банки и другие кредиторы, принимающие на ее основании решение о предоставлении кредитов и займов. Однако по закону заемщики имеют право дважды в год бесплатно запрашивать свою историю. Это необходимо делать, чтобы проверять правильность формирующих ее записей и сигнализировать о случаях необходимости их коррекции.
Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй, в интервью сайту «Займи срочно»:
Она [кредитная история] содержит информацию о том, как заемщик исполняет обязательства по кредитным договорам, например, о прошлых и текущих кредитах, их суммах, о том, как происходило их погашение, сведения о задолженности и просрочках. Также в нее вносятся сведения о кредиторах и данные о том, кто и когда запрашивал кредитную историю.
Поэтому при проверке следует обратить внимание на следующие записи:
При всех случаях обнаружения неполных или недостоверных сведений следует немедленно обратиться к кредитору, который выступил их источником, или в БКИ. Это поможет быстро скорректировать информацию и предотвратит негативные последствия в виде возможных материальных потерь.
Вам также может быть интересно: Как формируется кредитная история
С начала работы первых БКИ большой проблемой была сложность понимания заемщиками содержащейся в истории информации. И если понять, соответствует представленная информация действительности, еще можно, то дать прогноз, как она повлияет на решение банка по заявке, почти невозможно. Чтобы решить эту задачу и упростить заемщикам знакомство с кредитной историей НБКИ рассчитывает Персональный кредитный рейтинг (ПКР).
НБКИ учитывает все записи кредитной истории и на основе специально разработанной математической модели рассчитывает каждому заемщику Персональный кредитный рейтинг в диапазоне от 1 до 999 баллов.
Чем выше рейтинг — тем лучше кредитная история человека, тем больше шансов он имеет на одобрение кредита на привлекательных для себя условиях. Соответственно, низкий балл означает более высокую стоимость ссуды или отказ в кредите.
Для большего удобства НБКИ ввело четыре цветовых индикатора качества ПКР, за каждым из которых будет закреплен определенный диапазон рейтинговой шкалы. Красный цвет (от 1 до 149 баллов) означает низкое качество кредитоспособности, желтый (от 150 до 593 баллов) — среднее качество, светло-зеленый (от 594 до 903 баллов) — высокое, а ярко-зеленый (от 904 до 999 баллов) — очень высокое качество кредитоспособности.
Так заемщику будет проще понять качество своей кредитной истории. Но при этом следует учитывать, что высокий рейтинг говорит только о повышенной вероятности одобрения заявки о кредите, но не гарантирует положительного решения, потому что кроме кредитной истории банки смотрят на ряд других параметров — например, размер и стабильность доходов, семейное положение, некоторые другие.
Потенциальным кредиторам наличие кредитного рейтинга у заемщика помогает сократить расходы, так как уменьшает время первичной обработки кредитной заявки. Поэтому обладатели ПКР вправе рассчитывать на улучшение условий кредитования — например, снижение ставки или увеличение лимита. А заемщикам с высоким баллом банки могут сделать персональные предложения, поощряя их бонусами.
Но этим не исчерпывается польза ПКР. Знание своего рейтинга помогает заемщикам не только привлекать кредиты на выгодных условиях, но и повышать финансовую дисциплину, стимулирует к более ответственному поведению.
С целью улучшения финансовой грамотности Национальное бюро кредитных историй приняло принципиальное решение о неограниченном бесплатном предоставлении Персонального кредитного рейтинга всем физическим лицам.
Каждый гражданин теперь может запрашивать рейтинг и отслеживать его динамику с любой удобной для него частотой. Это помогает лучше понять механизм начисления рейтинговых баллов при обслуживании активных кредитов — то есть наглядно увидеть, как ответственное финансовое поведение влияет на качество кредитной истории.
Заемщику важно регулярно проверять и ПКР, и кредитную историю, чтобы убедиться в корректности внесенных записей. Это помогает вовремя пресечь попытку мошенничества или исправить ошибку кредитора.
Последнее тоже иногда случается и ведет к нежелательным последствиям — если, например, банк по каким-то причинам забывает внести запись о погашении кредита. Понять, что в вашу кредитную историю вкралась ошибка, тоже поможет наблюдение за ПКР.